В современном мире методики раннего развития детей переживают пик популярности. Их
разработчики и последователи искренне убеждены, что ребенку необходимо как можно раньше
предлагать задачи, требующие интеллектуальной работы. Но так ли это действительно нужно?!
Невропатологи, педиатры и психологи стараются предостеречь родителей, советуя им не
увлекаться гонками в вопросах эмоционального и интеллектуального развития. Они уверены,
что в большинстве случаев это приводит к болезням, проблемам с психикой и последующим
отклонениям в общем развитии.
Главная опасность для таких детей – полная разбалансированность и дисгармоничность развития.
Нервная система ребенка организована таким образом, что различные виды деятельности
контролируют различные нервные центры. Многие же методы раннего развития активизируют
лишь один из них.
Особенность развития детского мозга такова, что при интенсивной работе одного центра
остальным не хватает питания для нормального формирования. Поэтому, в лучшем случае,
ребенок будет активно сопротивляться оказываемому на него давлению, в худшем же – его
ожидают проблемы со здоровьем в целом.
Если вдруг ребенок имеет какие-либо отклонения в развитии нервной системы, а родители при
этом усиленно нагружают его интеллектуальными задачами, то это может иметь серьезные
последствия. В частности, как бы это не показалось странным, могут появиться непроизвольное
мочеиспускание, глубокие неврозы и проблемы с дыханием.
Дайте ребенку побыть ребенком
Показатель успешности обучения – желание и способность ребенка использовать полученные
знания. Если малыш мамиными стараниями что-то заучил, то это не означает, что он понял смысл
данного знания. Не закрепленные личным опытом знания, так и останутся бессмысленным
грузом.
Кроме этого, у ребенка возникают адаптивные проблемы. Он отстает от сверстников в усвоении
необходимых, свойственных его возрасту бытовых навыков. Например, при самостоятельном
одевании или способности аккуратно есть, возникает и развивается общая тревожность,
появляются навязчивые непроизвольные движения. Все это происходит из-за того, что
чрезмерные для детского возраста, неадекватные нагрузки вызывают неравномерное развитие и
становление нервной системы.
Идеальный ребенок
Каждый родитель хочет чтобы его ребенок был умен, красив и учпешен. Имея возможности родители вкладывают в ребенка все свои средства, чтобы получить идеального сына или дочь. Тем не менее злишнее увлечение родителей методиками раннего развития приводит в дальнейшем ребенка
к сложностям в школе. Ему труднее адаптироваться к незнакомой среде, новым строгим
требованиям и правилам. В довершении ко всему, переразвитый интеллектуально ребенок
начинает страдать в школе от различных заболеваний, носящих психосоматический характер. Кроме того могут проявляться различные проблемы как нарушение сна, бессоница и другие.
Конечно, есть дети с опережающим сверстников интеллектуальным развитием от природы.
Они сами требуют информации и могут проявлять определенные аналитические способности
не соответствующие возрасту. С такими ребятами можно заниматься более интенсивно, чем с
остальными. Хорошо привлекать развитие в виде игровых форм таких как сказки или песочная терапия, которая полезна даже для взрослых Но насколько именно посоветовать может только детский психолог. Потому что
любое, даже незначительное насилие над детской нервной системой в период ее развития и
становления – это великий и, зачастую неоправданный, родительский риск.
Всему свое время
Чрезмерное раннее развитие и обучение может быть вредно и даже опасно, потому что
ускоряется естественный ход вещей, нарушается гармония развития, предусмотренная природой. Если вы пытаетесь обучить ребенка информации, которую его мозг еще не готов воспринимать, то это, по меньшей мере, не полезно. Если вы все силы прикладываете к тому,
чтобы развивать интелект, обучать, но очень мало внимания уделяете общению, эмоциональному
развитию, навыкам самостоятельности, то ребенок будет развиваться неравномерно , и
негармонично. Если вы всеми силами стараетесь впихнуть в ребенка как можно больше знаний
и интеллектуально перегружаете его, это может обернуться сильнейшим стрессом и повлечет за
собой нежелательные последствия в виде психосоматических и невротических проявлений, что
может не ускорить, а замедлить развитие ребенка. Такие проблемы потом следует решать с врачом и семейным психологом или психотерапевтом.
Важно помнить: развитие должно соответствовать возрасту и интересам ребенка. Неврологи и
психологи призывают родителей взвешенно относиться к идеям и методикам раннего развития
малышей, соблюдать принцип гармонии, соотносить раннее обучение с потребностями самого
ребенка, откликаться, прежде всего, на его интересы.
Не стараться обогнать время. Берегите нервную систему Ваших детей!